Требования к проведению стерилизации

1. Общие требования:
1) медицинские изделия, которые в процессе эксплуатации контактируют с поверхностью раны, кровью, инъекционными препаратами, кожей, а также слизистой оболочкой и могут вызвать их повреждение, подлежат обеззараживанию, включающий три последовательных процесса: дезинфекцию, ПСО и стерилизации;
2) стерилизацию медицинских изделий проводят в ЦСВ, которое является структурным подразделением учреждения, в своей деятельности использует медицинские изделия, контактирующие с кровью, поверхностью ран и слизистыми оболочками человека;
3) не допускается проведение стерилизации медицинских изделий в кабинетах, где оказывается медицинская помощь пациентам, или в других помещениях, где отсутствуют условия для соблюдения санитарно-гигиенических требований и противоэпидемического режима, необходимых для процесса стерилизации;
4) для проведения стерилизации учреждения обеспечиваются необходимым для этого оборудованием, моющими и дезинфицирующими средствами, а также стерилизационными упаковочными материалами, средствами контроля и транспортировки, разрешенными к использованию в Украине;
5) в учреждениях используют моющие и дезинфицирующие средства, оборудования (приборы, моечно-дезинфекционные машины, стерилизаторы и т.д.), средства контроля (индикаторы химические и биологические) и транспортировки, стерилизационные упаковочные материалы, разрешенные к использованию в Украине;
6) выбор методов и средств для дезинфекции, ПСО и стерилизации, чтобы избежать негативного влияния на медицинские изделия, производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации;
7) емкости, которые используются для дезинфекции и стерилизации, должны быть обеспечены крышками, которые плотно закрываются, иметь четкие надписи с указанием на этикетках названия средства, концентрации, даты изготовления и предельного срока годности раствора;
8) при проведении дезинфекции, ПСО и стерилизации растворами химических средств медицинские изделия погружают в рабочий раствор средства с заполнением каналов и полостей. Разъемные изделия погружают в разобранном виде, инструменты с замковыми частями замачивают раскрытыми. Толщина слоя дезинфицирующего раствора над медицинскими изделиями должна быть не менее 1 см.
2. Дезинфекция осуществляется с соблюдением следующих требований:
1) дезинфекции подлежат все медицинские изделия сразу после их использования (все медицинские изделия после использования считаются инфицированными). Наборы инструментов и отдельные инструменты считаются использованными в случае открытия упаковки;
2) дезинфекция медицинских изделий проводится в операционном блоке, манипуляционном / процедурном кабинете, а также в других лечебно-диагностических помещениях с использованием дезинфицирующих средств, которые предотвращают фиксированию белковых компонентов;
3) дезинфекцию медицинских изделий осуществляют физическим, химическим или комбинированными методами по режимам, обеспечивающие уничтожение вирусов, бактерий и грибов. Выбор метода дезинфекции зависит от особенностей медицинского изделия и его назначения. Показатели проведения дезинфекции физическим методом приводятся в приложении 1 к настоящим Правилам;
4) дезинфекцию медицинских изделий выполняют ручным (в специально предназначенных для этих целей емкостях) или механизированным (в моечно-дезинфицирующих машинах) способом;
5) кратность использования рабочих растворов дезинфицирующих средств определяется в соответствии с инструкцией по эксплуатации;
6) после дезинфекции медицинские изделия многократного назначения должны быть отмыты от остатков дезинфицирующих средств;
7) не допускается проведение дезинфекции медицинских изделий (кроме механизированной метода в моечно-дезинфицирующих машинах) одномоментно с процессом ПСО материалов, загрязненных кровью и другими биологическими жидкостями;
8) после дезинфекции медицинские изделия используют по назначению или (при наличии показаний) подвергают дальнейшей ПСО и стерилизации.
3. Сбор и транспортировка продезинфицированных материалов и медицинских изделий в ЦСВ для ПСО и стерилизации:
1) транспортируют продезинфицированы медицинские изделия в закрытых специальных контейнерах, которые обязательно дезинфицируют после использования;
2) новые медицинские изделия, доставленные от производителя, перед первым использованием должны пройти дезинфекционную обработку. Перед обработкой полностью удаляется материал, который использовался для транспортировки: защитные крышки, пленка, фольга и др;
3) во время сбора медицинских изделий для транспортировки в ЦСВ нужно формировать наборы по назначению. Каждый набор сопровождается списком за подписью ответственного медицинской сестры, в котором указывают перечень медицинских изделий, направляемых на стерилизацию (в произвольной форме).
4. Порядок принятия и учета медицинских изделий для ПСО и стерилизации в ЦСВ:
1) все поступающие к ЦСВ, обязательно проверяются на наличие сопроводительного списка за подписью ответственного медицинской сестры отделения учреждения. В случае его отсутствия заведующий или старшая медицинская сестра ЦСВ обязаны сообщить старшую медицинскую сестру заведения;
2) полученные медицинские изделия перечисляются и сверяются с представленным перечнем;
3) все случаи повреждений тары (стерилизационных боксов, контейнеров и т.п.), которые могут повлиять на качество стерилизации, должны быть исследованы и запротоколированы, а информация подается в комиссию по инфекционному контролю и в структурное подразделение учреждения, из которого поступили материалы на ПСО и стерилизации;
4) заведующий и старшая медицинская сестра ЦСВ отвечают за прием медицинских изделий в ЦСВ.
5. предстерилизационной очистки:
1) ПСО осуществляется после дезинфекции как отдельный процесс или в сочетании с дезинфекцией в случае отсутствия загрязнения биологическими жидкостями и кровью при наличии в моющем средстве дезинфекционных свойств;
2) ПСО проводят в ЦСВ заведения. В случае отсутствия стерилизационного отделения и при использовании ограниченного количества медицинских изделий допускается проведение ПСО в специально выделенных для этого помещениях при условии соблюдения требований настоящих Правил
3) ПСО проводят ручным или механизированным методом с помощью специального оборудования, разрешенного к использованию в Украине для этих целей, с применением дезинфектантов и средств очистки и соблюдением режимов, определенных в соответствии с инструкцией по эксплуатации;
4) ПСО вручную проводится в соответствии с режимами, приведенными в приложениях 2, 3 к настоящим Правилам. При сильных загрязнениях рекомендуется замена рабочего раствора после каждого использования;
5) для очистки ручным методом используют емкости с крышками, которые плотно закрываются, крышки-фиксаторы, мягкие салфетки без ворса, пластиковые щетки или «пистолет» со сжатым воздухом. После ручной очистки медицинские изделия промывают чистой проточной водой;
6) для предупреждения возникновения пятен на тканевых медицинских изделиях после ручной очистки последнее их ополаскивания проводят дистиллированной водой с последующей сушкой в сушильном (сухожаровом) шкафу и т. Для изделий, имеющих полости, разрешается использование сжатого сухого воздуха;
7) ПСО механизированным способом проводится с использованием моечно-дезинфицирующих машин и ультразвукового оборудования в соответствии с инструкцией по эксплуатации, прилагаемой производителем к конкретному оборудованию (оборудование);
8) качество ПСО оценивают путем постановки азопирамовой пробы на наличие остатка крови и фенолфталеиновой пробы на наличие остатка щелочных компонентов моющих средств (только в случаях применения средств, рабочие растворы которых имеют рН более 8,5) в соответствии с методиками, приведенными в приложении 4 к настоящим правил;
9) производственный контроль качества ПСО персонал заведения проводит ежедневно. Контролю подлежит 1% одновременно обработанных медицинских изделий каждого наименования, но не менее трех единиц;
10) контроль качества ПСО в учреждениях осуществляется территориальными органами (учреждениями) Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины в соответствии с законодательством;
11) медицинские изделия после ПСО обязательно высушивают в сушильном шкафу (кроме механизированной метода ПСО в моечно-дезинфицирующих машинах) до исчезновения видимой влаги.